После Великой Французской революции 1789 г. в Россию хлынул поток иностранцев, несших сюда моду, язык, правила поведения и манеры. Император Павел I, боясь революционной заразы, объявил войну вальсам, круглым шляпам, всему французскому, что было принято при Дворе его матери, Екатерины II.
Однако вскоре свой запрет на вальс он отменил ради своей фаворитки Анны Лопухиной, которая очень любила этот танец. Но, в основном, нововведения Павла I в придворной жизни больше напоминали современникам прусские воинские маневры.
Эпоха императора Александра I была открыта серией балов в обеих столицах, общество радовалось возвращению к открытой и веселой жизни.
Бальная мода начала XIX века — это смесь костюмов различных эпох, культур. Здесь можно было встретить одежду с веяниями классической греческой культуры, и екатерининские камзолы, и башмаки с красными каблуками (признак знатности во Франции). Особый шик, который говорил о европейских вкусах дворянина, — фрак и длинные брюки. Для военных — вицмундир, разнообразный по форме, знакам отличия многочисленных частей.
Обязательным для офицеров были белые перчатки, белые панталоны и обувь с серебряными пряжками. Ношение оружия во время танцев на балу запрещалось или строго регламентировалось. Непременными для бала являлись два атрибута: для дам — веер (целая женская наука о виртуальном выражении своих эмоций и чувств), для мужчин — перчатки.
Источник: http://www.rosculture.ru